На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

GeekBrains

4 подписчика

«Обучение как наркотик. Если не узнаю новое — мозг закисает»

Семь лет назад Ильнар стал кандидатом физико-математических наук, добавив степень к двум красным дипломам. Но своё истинное призвание он нашел в методологии обучения. Далее 一 большое интервью с директором по методологии обучения GeekBrains Ильнаром Шафигуллиным.

Меня зовут Ильнар, я из Казани, преподаватель Казанского университета, в Geekbrains работаю над методологиями в преподавании.

Я из маленького города Можга. Многие в Советском Союзе знали его по деревянным линейкам, на которых в качестве шутки многие меняли букву «ж» на «з», в результате получая «Мозга». 

Я переехал в Казань в 2004 году, когда поступил на механико-математический факультет Казанского университета. В итоге параллельно окончил два факультета факультета: мехмат и экономический, 一 и оба с красным дипломом. Впоследствии  достаточно долго писал диссертацию, защитился в 2014 году, став кандидатом физико-математических наук. Диссертация была по математическому анализу 一 «Вещественный, комплексный и функциональный анализ». 

Параллельно с этим открыл свой швейный бизнес. Занимался этим несколько лет, но с большой радостью его закрыл 一 понял, что бизнес это не моё, тем более в этой сфере. После занимался совершенно разными вещами: в частности, шесть лет был учителем танцев по направлению бразильский зук, параллельно с этим работал в компании Франчайзинг 5, где занимались упаковкой франшиз, писали книги о том, как открыть бизнес. В университете я преподаю математику: математический анализ, методы оптимизации и все близлежащие науки. Также с 2016 года я начал преподавать программирование на языка Java. 

Когда у меня закончилась история с франчайзингом, я решил, что мне программирование интересно не только преподавать, но и заниматься им. Учитывая, что я математик, выбрал для себя наиболее интересную сферу 一 Data Science. А если вспомнить интернет-мемы, то и достаточно высокооплачиваемую. Параллельно возникали мысли уехать экспатом в какую-нибудь европейскую страну, а уезжать туда преподавателем по математике так себе идея, потому что преподавание 一 довольно специфическая история, а переходить просто из одного университета в другой не хотелось. При этом Data Science популярен, на европейском рынке множество вакансий, и возможность уехать в Голландию, например, очень ощутимая. Поэтому решил все силы бросить на изучение Data Science, и даже успел некоторое время поработать в Computer Vision, компании, специализирующейся на создании нейронных сетей. Основное направление 一 камеры наблюдения в общественном транспорте, которые считывают количество пассажиров в разное время суток, а нейронные сети анализируют, делают сводки за день, месяц, а также, например, сравнивают с количеством проданных билетов.

Но моя попытка уйти из преподавания в продакшн и Data Science провалилась, потому что мне поступило предложение поучаствовать в проекте GeekBrains. Компания очень большая, амбициозная, есть возможность повлиять на образование в России, в ближайших странах, а может даже и мире. Задача показалась очень интересной, поэтому Data Science пришлось отложить. 

Но должен отметить, что переквалификация в Data Science дала мне некое спокойствие, потому что когда в моей жизни закончился франчайзинг, и остался только университет, был небольшой кризис 一 кризис смыслов. Ты был востребованным специалистом, который работает на интересной работе, приносит пользу и  прибыль, а потом вдруг всё 一 ничего не остаётся. Идти работать в другую компанию не хочется, тем более твой опыт достаточно узко направлен. Возникает кризис, ощущение, что ты этому миру больше не нужен, что преподавать тебе в университете до конца жизни, а потом в мраморном зале в твою честь произнесут трогательную речь. Я так не хотел. Поэтому то, что я смог переквалифицироваться в Data Science, и сделал это буквально за полгода, дало мне некую уверенность, свободу в выборе дальнейшего направления и спокойствие, что я всегда смогу сделать это снова.

Как называется твоя должность в GeekBrains?

Хороший вопрос! Это как название диссертации 一 все помнят, как её писали, но не помнят название. Я директор по методологиям в обучении. Я занимаюсь тем, что учу учить, как нужно рассказывать материал, в каком порядке, как предоставить примеры. Если говорить на примере шестилетнего ребенка, то это как вскипятить чайник. Можно просто показать, как это делается и попросить повторить, но окажется, что не все дети смогут это сделать: кто-то не нальёт воду, кто-то забудет воткнуть провод в розетку. Тоже самое происходит в обучении и программировании. Когда мы приглашаем опытного  эксперта, разработчика, происходит профессиональная деформация: он учился давно, уже много лет работает, и какие-то вещи естественным образом выпадают из фокуса внимания. Кажется, что все это понимают, что это очевидно и просто, нет смысла  акцентировать на этом внимание. Но к нам на обучение приходят люди, которые никогда не занимались программированием, эта сфера для них абсолютно новая, им нужно все рассказать, всё объяснить. Так вот я тот человек, который старается сделать так, чтобы все было подсвечено и ничего не было забыто.

Какой самый сложный вызов был за последнее время?

Если говорить про личное, то это как раз переход из кризиса, из отрасли, где ты востребован, туда, где ты никому не нужен. Если говорить про профессиональные вещи 一 это создание обучающего курса для программистов, тестировщиков, аналитиков и менеджеров проектов. Это всё необходимо собрать в одну большую программу, найти пересечения, по сути мы пересоздаём образование. Это одновременно очень сложная и очень интересная задача. 

Сколько ты зарабатываешь? 

Как будто я попал на интервью к Дудю, ха. Не знаю насколько корректно раскрывать эту информацию. Мне достаточно. У меня, как и у многих, кто рос в 90-е, есть мнение, что пассивный доход это хорошо, что деньги должны работать в независимости от тебя, поэтому мой доход связан не только с заработной платой, но и с доходом от инвестирования.

Когда ты зарабатывал 30K?

Не так давно, по меркам моей жизни. Сейчас мне 34, наверное, это было после университета до работы во франчайзинге. Семья позволяла мне не работать, пока я учился в университете. Сейчас я понимаю, что это было не очень хорошо 一 был переход, когда тебя обеспечивают, и вдруг ты должен сам зарабатывать, а ты толком не понимаешь, откуда деньги берутся. С этим связываю и неудачу в собственном бизнесе, когда ожидание и реальность сильно расходятся.

Планируешь зарабатывать миллион?

У меня нет сейчас жесткой привязке к деньгам. В целом, есть возможность не работать, и поддерживать определенный уровень жизни. Возможно, по московским меркам не самый престижный, но на сегодняшний день для меня есть более захватывающие вещи. Гораздо интереснее создать что-то большое и полезное, нежели много зарабатывать. Хотя, естественно, деньги я люблю, но это не является для меня первопричиной.

Кем хотел стать в детстве? 

Сначала банкиром, потому что все хотели ими быть, вокруг была соответствующая аура: малиновые пиджаки, «решалы» с деньгами и цепями,  в детстве казалось, что это круто. Потом была юриспруденция, я хотел стать адвокатом. Но это были ещё детские мысли, даже до того как я пошел в школу. В классе 8-9 были мысли по поводу биологии и медицины, потому что у меня родители врачи. Но сестра пошла в медицинский институт, и я решил, что достаточно врачей для одной семьи. Позже хотел написать докторскую, чтобы все в семье были докторами. Шутка, конечно. 

Математика мне всегда нравилась, и я всегда думал, что нам с ней по пути. Это естественно произошло, выбор пал на математику и программирование. Когда я  учился на мехмате, акцент был больше на математике, программирование 一 в меньшей степени.  Но когда я начал работать в университете, мне и в этом пришлось навёрстывать. Есть такая особенность, когда старые преподаватели не хотят изучать новые дисциплины, и на это кидают молодых специалистов. Если вдруг мои студенты с первых потоков меня сейчас читают 一 извините, я на вас учился. Приходилось разбираться в этой сфере, чтобы студентам что-то рассказать, понимать, как лучше доносить информацию. Таким образом, IT вошло в мою жизнь. А далее думаешь: не зря же 3-4 года преподавал программирование, надо чуть глубже разобраться в вопросе, связываешь со своим дипломом по математике и диссертацией. И примерно так возник профессиональный интерес, связанный с Data Science и программированием.

Каким будет мир через 20 лет?

Очень интересный вопрос и очень непростой. В августе мне будет 34 года, соответственно, я видел путь становления телефонов. Когда мы с сестрой были маленькие, и нас отправляли в деревню к бабушке отдыхать и помогать по огороду, поговорить с родителями можно было раз в пару недель по телефону, который был один на всю деревню. А теперь у каждого есть собственные телефоны, планшеты, по сути 一 полноценные компьютеры в руках. Вот насколько сильно изменился мир за последние 30 лет. 

Скорость изменения очень высокая, поэтому даже на ближайшие 20 лет сложно что-то прогнозировать. Работа руками, на мой взгляд, будет больше уходить в сторону творчества, так как рутинные бытовые вещи будут заменяться механизмами и технологиями. Но подавляющая часть деятельности будет связана с IT, с программированием, с работой с механизмами. Раньше программистов называли «оператор ЭВМ», «оператор компьютерной установки». Востребованность будет только расти, так как механизмов и технологий будет больше. Поэтому, конечно, сфера IT — это будущее. 

Где бы ты хотел жить?

Очень хороший вопрос, но не знаю, как на него ответить. Место 一 это географическая точка для меня. Когда-то я переехал из Можги в Казань и решил, что переездов для меня хватит. Теперь же я всё чаще приезжаю в Москву, и моё мнение о ней меняется. Если говорить про глобальное место в жизни, то я его ещё не нашёл и продолжаю поиски.

Кто повлиял на тебя больше всего?

В первую очередь, это папа. Он привил мне любовь и к шахматам, и к учебе, и к наукам. Во-вторых, это, конечно, мой научный руководитель на мехмате. Человек, который моё мышление направил в правильную сторону. Я до и после диссертации 一 два разных человека. Он вносил огромное количество исправлений и корректировок,  причем даже не с точки зрения математики, а с точки зрения текста, чтобы он был простым и понятным. В конечном счёте это привело меня потом к работе во франчайзинге. Работа преподавателем 一 тоже от него. Это тот человек, который очень простым языком может объяснять очень сложные вещи. 

Сейчас это Александр Волчек. Одна из причин почему я ушёл обратно из Data Science и оказался в компании Geekbrains. Александр очень интересный человек с очень интересной жизнью и интересными навыками. У него хочется учиться. Самое существенное влияние сейчас 一 это он.

У кого ты учишься сейчас?

Учусь я всегда. Это как наркотик, если какое то время я не учусь, не узнаю что-то новое, не преподаю 一 это тяжело для меня. Мозг начинает закисать, ощущаешь как он начинает работать медленнее. Процесс обучения идёт всегда, нет конкретного человека, за кем я повторяю. Даже Саша, в беседах с которым появляются какие-то вещи, которые меня меняют. А так я люблю на YouTube посмотреть канал Научпоп, какие-то документалки, разборы. Очень круто, когда есть люди, которые разобрались в какой-то сфере, и могут доступным языком это донести.

С кем из людей, живущих когда-либо, ты хотел бы встретиться?

Я даже задумывался об этом, но когда ты оказываешься перед этим человеком, то спросить нечего. Возьмём, для примера, какого-нибудь Youtube-блогера, который сделал документальный фильм, который мне очень нравится. Что у него спросить? Как ты это сделал? Да понятно, как он это сделал. Спросить, как ты живешь? А зачем? Как это повлияет на мою жизнь? То есть мне нравится смотреть на результат их труда, но общаться с этими людьми или дружить уже другая история.

Чем ты продолжишься в своих учениках?

Хороший вопрос, связанный со смыслом жизни. Было время, когда меня больше интересовала материальная составляющая, как пирамида Маслоу: пока у вас не закрыты какие-то составляющие 一 дальше не заглядываете. Сейчас я начинаю об этом задумываться, хочется оставить свой след. Именно поэтому я и перешёл в проект Geekbrains. Здесь ты оказываешь влияние, надеюсь, что позитивное, на людей, на образование, на этот мир.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх