На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

GeekBrains

4 подписчика

Спорные фидбэки, отбор учителей и мои интересы в GeekBrains

Привет! Меня зовут Раиль, я декан факультета тестирования ПО в GeekUniversity. Я размышлял, как написать статью о своём преподавательском опыте так, чтобы её могли продолжить мои коллеги из направления тестирования GeekBrains. Хочется, чтобы с этого поста началась серия публикаций от наших преподавателей, которые смогут поделиться опытом, впечатлениями и мыслями.

Я не буду модератором контента других статей и надеюсь, что моя статья не будет очень строго (сильно) отредактирована — даже несмотря на то, что я не собираюсь писать о своём опыте в розовых тонах: что все студенты душки и обучать их всегда очень приятно. Конечно, есть те, с кем здорово работать. Однако, к сожалению, не все такие.

Но давайте по порядку. Сначала расскажу, как я пришёл к преподаванию в GeekBrains. Затем опишу трудности, через которые пришлось пройти вместе со студентами и учениками. И наконец, сформулирую, что мне хотелось бы в итоге видеть как преподавателю.

Возможно, эта статья будет в чём-то открытием для студентов, для других преподавателей или даже для меня самого. Посмотрим.

Как я пришёл в GeekBrains

На вебинарах и курсах я рассказываю студентам, что по образованию я инженер разработки нефтяных и газовых месторождений, но больше четырёх лет назад сменил профессию.

Работа в нефтяной отрасли была захватывающей. Поначалу. Не вдаваясь в подробности, скажу, что она мне разонравилась. Как и многим, мне была интересна сфера IT — и по совету одного мудрого человека я решил попробовать себя в тестировании. Начало получаться — и до сих пор нравится. Подробности моего пути будут в этой статье излишни.

Скажу лишь, что было тяжело и учиться, и работать, а потом работать на двух работах и продолжать учиться. Сейчас уже легче, но всё равно приходится проходить курсы и программы по разным направлениям, и две работы по-прежнему при мне. Но именно такие усилия дали мне возможность быстро получить опыт и знания. И именно ими я сейчас могу делиться со своими студентами.

Обучать тестированию ПО я начал ещё до GeekBrains. Я работал инженером по качеству и заинтересовался тем, чтобы запустить курсы для новичков по теории тестирования. К счастью, руководство было адекватным и поддерживало подобные инициативы — да и вообще поддерживало. О той компании и том времени остались светлые воспоминания, хотя бывало разное.

Тот курс прошёл очень хорошо. Ребятам понравилось, получилось заинтересовать и лидов команд, и ведущих специалистов по тестированию — они участвовали и делились опытом. Сам многому тогда научился, много что вынес из преподавания. В первую очередь понял, что к занятию — выступал я вживую перед коллегами — надо готовиться тщательно: проговаривать речь, подбирать интересные примеры, вести диалог с аудиторией, вовлекать её.

Так что до GeekBrains я уже успел получить опыт проведения курсов и преподавания. Начиная работу здесь, ставил несколько целей:

  • помочь студентам, которые хотят сменить профессию и работу: рассказать о своём пути, объяснить, что и как лучше сделать;
  • поделиться опытом;
  • реализовать через преподавание своё хобби: GeekBrains для меня как увлечение, с помощью которого я могу сделать интересные и полезные для многих людей вещи;
  • получить навык публичных выступлений, пусть и через вебинары;
  • закрепить теоретические вещи, которые раньше были не нужны или с которыми просто не сталкивался (некоторые из них до сих пор в списке);
  • посмотреть на вещи под другим углом через вопросы студентов (они бывают очень интересными);
  • улучшить ораторские навыки;
  • получить опыт работы в образовательном проекте.

Придя в GeekBrains как преподаватель, я понял, что материал, который давался здесь по моему направлению, был не таким, который я хотел бы транслировать или изучать сам. Я читал лекции по своим материалам, но в целом в рамках той программы, что была заявлена. Студентам нравилось. После этого я решил переработать курс — и сделал это. К счастью, здесь GeekBrains за гибкий подход: даёт возможность преподавать материал по-другому, расширенно, развивать и улучшать программу.

Совершенству нет предела, и сейчас я снова дорабатываю материалы: у нас появились новые стенды, а ещё новые ресурсы, фидбэки от студентов и идеи. Про них стоит поговорить отдельно.

Фидбэки очень важны

GeekBrains и преподаватели компетентны и понимают, как развивать учебную программу. Но курсы в основном ведутся для новичков в IT — их в направлении тестирования больше 80%. Поэтому порой очень сложно поставить себя на место студента и предугадать, где у него будут проблемы, где материала или примеров для разбора было недостаточно.

Именно поэтому я повторяю своим ученикам и слушателям, что их фидбэки очень важны для нас. Но нужна именно качественная обратная связь, где точно указано, в каком уроке и какой теме было уделено недостаточно внимания или какой вопрос надо рассмотреть отдельно.

Пример не самого удачного фидбэка: «Мне не понравилось, было поверхностно». А вот дельный: «В этом курсе во втором уроке не хватает более детального разбора моделей и методологий разработки ПО. В третьем уроке было слишком много подробных примеров отчётов о дефектах. А в четвёртом как раз примеров и не хватило, чтобы полностью понять, что такое API-тестирование».

Фидбэки студентов несут смысловую нагрузку подобно отчётам о дефектах — кто у нас учится, поймёт. Важно указывать, ЧТО не так, ГДЕ не так и ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ не так. Поэтому ещё раз призываю наших нынешних и будущих студентов: выделите лишнюю минуту на обратную связь, но сделайте её качественной. Чтобы она помогала точнее понимать, на каком этапе у вас возникли сложности.

А что делать, если всё было хорошо и вам хватило материала? Есть студенты, которые просто ставят 5 преподавателю и 5 за курс — но и отличные оценки стоит комментировать. Возможно, у вас всё же есть идеи, что стоило бы добавить в курс, — указывайте и это, пожалуйста.

Фидбэки бывают совершенно неинформативными

Как я пояснил выше, без комментариев по пунктам «что», «где» и «как» отзыв бесполезен для понимания картины.

Фидбэки бывают совсем несправедливы к преподавателям

Часто вижу, что студенты ставят низкие оценки преподавателю из-за плохого впечатления от курса. Но ведь преподавателей приглашают читать готовые курсы, и далеко не всегда они авторы программ. Так что это как минимум не объективно. Причём многие преподаватели пытаются дополнить и расширить свои курсы исходя из профессионального опыта — но студенты зачастую упускают это из вида.

Ещё раз акцентирую внимание: преподавателей приглашают читать курсы по готовым материалам. Если вы видите, что курс, презентации, методички или самостоятельные задания от преподавателей отличаются от тех, что автоматически прикладываются к курсу, то это инициатива преподавателя: сделать что-то лучше, дать больше своим студентам. Оцените эти усилия.

Иногда фидбэки оставляют очень сложные и злые студенты

Я считаю, что преподаватель обязан донести материал до студентов, дать лучшие и полезные знания. Но порой преподавателям приходится испытывать на себе негатив от личных проблем учеников, которые преподавателей вовсе не касаются.

Встречаются студенты-сексисты, которые не представляют девушек или женщин в роли преподавателей. Встречаются студенты с гигантским эго, которые ведут себя так, будто они купили себе индивидуального преподавателя и все им должны. Бывают студенты, которые превращают лекцию в балаган, пытаются стать центром вселенной и привлечь к себе внимание. Считаю, что ни преподаватель, ни другие учащиеся не должны страдать от таких посетителей. Если вы не встречались на курсах с подобными экземплярами, то вам повезло.

И обращусь к тем, кто узнаёт в этих описаниях себя. Сейчас все люди оставляют за собой цифровой след. И он бывает о-о-очень длинным, если вы ведёте себя недостойно по отношению к преподавателям или другим студентам. Он может тянуться за вами всю оставшуюся жизнь. Вы приходите учиться или зубоскалить?

Как декан, я стараюсь продвигать ужесточение правил поведения и оценки высказываний по отношению к другим студентам и преподавателям. Считаю, что тем, кто не уважает других, не место среди людей, пришедших делиться опытом и получать знания.

В общем, в том, что касается фидбэков, я ещё не отрастил железную шкуру для защиты от несправедливых оценок. Возможно, это вопрос времени — или я никогда не смогу абсолютно спокойно относится к негативным отзывам. Впрочем, они всё равно заставляют нас смотреть на свою работу под другим углом — даже несправедливые.

Но точно могу сказать, что часть хороших преподавателей из-за этого может терять интерес к своей работе. Поэтому обращаюсь к студентам, которые ценят наш труд: не забывайте иногда благодарить преподавателя за его работу, если видите, что он ответственно к ней относится и делает для вас что-то большее, чем от него требуется.

Отбор преподавателей

Честно будет сказать, что и среди преподавателей попадаются почти случайные люди. И здесь тоже важна адекватная реакция студентов: чтобы они ясно высказывали своё отношение, не стеснялись дать обоснованную оценку преподавателю. Если он откровенно плох, но студенты ставят ему 5, он и будет вести дальше. Нужно ставить баллы адекватно, за преподавательские компетенции, а не из личной симпатии. Но это тема отдельного разговора.

Сейчас на нашем факультете идёт серьёзный набор преподавателей. Новые преподаватели — действительно сильные, практикующие специалисты, которым есть чем поделиться. Не всем студентам нравятся они все — индивидуальные несовпадения нельзя исключить. Но чтобы предупредить негативные сценарии, уже разрабатывается решение, благодаря которому студенты смогут посмотреть, к кому они будут записываться.

Иногда читаю подобные отзывы студентов: «Преподаватель хороший специалист — это видно, но как педагог не очень, потому что…» Да, не каждый, кто приходит в GeekBrains преподавать, имеет большой опыт в этой деятельности. На мой взгляд, при выборе кандидата на позицию преподавателя должны учитываться несколько качеств:

  • насколько хорошо кандидат разбирается в тематике как специалист;
  • умеет ли он работать с аудиторией, держит ли контакт с ней на протяжении всего урока;
  • насколько грамотно кандидат говорит — без слов-паразитов, лишних звуков;
  • динамична ли его речь — бывают «ораторы», которых студенты слушают только на удвоенной скорости, а по вечерам включают их лекции детям, чтобы те быстрее засыпали; 
  • насколько быстро и хорошо кандидат отвечает на вопросы;
  • приводит ли на лекциях примеры из собственного опыта;
  • насколько велико его желание преподавать, есть ли вообще у кандидата мотивация;
  • ответственно ли он относится к своей преподавательской работе: вовремя ли проверяет самостоятельные работы студентов, даёт ли качественный фидбэк.

Возможно, что-то в списке я упустил, но главное зафиксировал. Посмотрите на эти критерии и задумайтесь, КАК МНОГО вы видели на курсах преподавателей, которые на 100% удовлетворяли бы этим требованиям.

Я таких видел и знаю немного. Так или иначе, у кого-то чего-то не хватает. Но это не проблема, если преподаватель работает над собой. Я сталкивался с такими, которые на старте не удовлетворяли и половине критериев, но хотели развиваться — и делали это. Подводя итог, скажу, что в наше время достаточно сложно найти действительно хороших преподавателей, сразу готовых учить студентов. Всем нужно время, чтобы адаптироваться.

«Не хватает практики»

Бывает, что в обратной связи студенты отмечают нехватку практики на курсе. Хотя во время обучения об этом молчат. Сейчас, кажется, уже все преподаватели предупреждают: если нужно больше практики, то говорите или пишите в личку. Мы готовы дать дополнительные задания — но в реальности мало кто за ними обращается.

Чтобы вам было понятнее, расскажу, как формируются объёмы самостоятельных заданий и длительность лекционного курса.

Поскольку больше 80% новых студентов — это люди, которые мало знакомы с IT, то задания даются в таком объёме, чтобы студенты успели повторно посмотреть пройденный урок и выполнить их.

В задании есть обязательная и необязательная части. Вторая как раз для тех, кто может и хочет практиковаться больше. Бывает, ученики расстраиваются из-за того, что они не успевают выполнить дополнительные задания.

Уроки длятся от 1,5 до 2 часов, поскольку больше 80% учащихся — это работающие люди. Затягивать лекцию больше чем на два часа — жестоко по отношению к ним. Но бывают исключения, когда от студентов поступает много вопросов и они сами не хотят расходится. Случается всякое. Но если преподаватель затягивает занятие, то, пожалуйста, обратите на это внимание в своём фидбэке.

Методички специально перерабатываются так, чтобы быть краткими и информативными. Дополнительные материалы по теме мы даём в списке рекомендуемой литературы. Раньше были методички по 50 и более страниц, и для многих осилить их было сложновато.

Чего хотелось бы мне как преподавателю

Расскажу о том, к чему я сам стремлюсь в преподавательской деятельности.

Хотелось бы работать с командой профессионалов, которым нравится преподавать здесь. Во многом, конечно, это зависит от GeekBrains, но от нас, преподавателей, в первую очередь.

Хотелось бы видеть адекватных и целеустремлённых студентов, которые понимают, куда они пришли и что хотят получить на выходе.

Хотелось бы, чтобы студенты сами проявляли больше инициативы для совместных активностей. У GeekBrains есть такие мероприятия, но пока они отложены из-за эпидемиологической ситуации. Но мы всегда хотим видеть студентов и вживую, смотреть им в глаза. 

Я стараюсь всеми силами развивать обучение тестированию в GeekBrains. Хочется быть причастным к успешным проектам. Видеть действительно хороший результат — в тех моментах, на которые я могу повлиять. 

Приведу пример: на одном из проектов, где я работал, мне очень не нравились процессы, коммуникации, подходы и отношение к работе у многих членов команды: разработчиков, менеджеров, тестировщиков. Я прилагал усилия, чтобы наладить процессы и улучшить продукт, который мы разрабатывали. На митингах пытался всех мотивировать, донести мысль, что проект — это наша репутация как специалистов, и если он провалится, кому мы будем интересны?

Проект был очень большим, и он провалился. После этого ко мне подходил один из разработчиков и делился опасениями, что внутри компании его теперь никуда не возьмут — ведь провал был на слуху. Это как раз то, о чём я пытался предупредить коллег. 

GeekBrains — это очень большой проект в масштабах России. И мне бы очень хотелось, чтобы он был действительно успешным в плане качества обучения и подготовки специалистов.

На этой мотивирующей ноте я заканчиваю свою статью. Буду рад, если и студенты-тестировщики напишут пост о том, как они видят обучение на факультете тестирования ПО и свою будущую профессию.

Самоизоляция заканчивается — самое время освоить новую профессию, чтобы начать карьеру мечты и уверенно смотреть в будущее! Мы хотим помочь вам и с 1 по 31 августа 2020 г. дарим скидку 40% почти на все программы обучения GeekBrains. Будьте здоровы и успешны! :)

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх