На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

GeekBrains

4 подписчика

Ошибаться — это нормально: обучение через ошибки

Ошибки — это нормально или плохо? Большинство школьников и студентов считают, что плохо. И что от них нужно избавляться как можно быстрее. А ещё лучше — не ошибаться вообще никогда. 

Но не все думают так же. Инвестиционные ангелы часто обращают внимание на проекты, у авторов которых есть опыт провалов. Суть в том, что стартапер, который детально проработал свои ошибки, точно не допустит их в будущем. А значит, у проекта больше шансов на успех.

Ошибка — это не проблема, от которой нужно поскорее избавиться. Это ресурс, который при правильном подходе помогает совершенствоваться. И его нужно использовать на полную мощность. В этой статье эксперты онлайн-школы английского языка EnglishDom расскажут, как это сделать.

Психология ошибки: почему «красная паста» не работает

Бояться ошибок нас учат ещё в школе. Когда учитель правит домашнее задание красной пастой, отмечая ошибки и неточности, но при этом вообще никак не поощряет за правильные варианты.

Так закрепляется подсознательный паттерн, что ошибки — это очень плохо, а избегать их — правильно. Чтобы в тетради не было начёркано красным. К сожалению, это так не работает.

«Красная паста» заставляет человека зацикливаться на своих ошибках. Закреплять в памяти множество неверных вариантов вместо того, чтобы выучить правильный. 

Это порождает целый ряд сложностей:

  • Из-за чрезмерной концентрации на ошибках человек склонен преуменьшать собственные успехи. Это приводит к падению мотивации и отбивает интерес к учёбе в целом. Появляются мысли, что «нет способностей», «не дано» или «для этого нужен талант».

  • Мозг всеми силами старается избежать повторной ошибки, поэтому пытается запомнить все варианты, которые были неправильными. Вот только их может быть огромное множество для одной ситуации, и это перенапрягает наш мозг. А если ошибка закрепляется сильнее, чем правильный вариант, то память может сильно сбоить, так как не может точно определить, что верно, а что нет.

  • Эффект «красной пасты» легко экстраполировать на другие активности. Появляется ступор перед ошибками и желание ничего не делать, чтобы не ошибаться — это называется парадоксом перфекционизма. Подобный эскапизм может в дальнейшем проявляться и в повседневной жизни, ведь проще убежать от решений, чем снова ошибиться.

Корень проблемы — в отношении к ошибкам. Если воспринимать их негативно, то они будут давить на сознание. Страх ошибки — одна из самых серьёзных проблем в психологии человека, и от него очень сложно избавиться. 

4 шага, чтобы превратить ошибки в победы 

Ошибки — это мощный инструмент, который открывает новые грани учебного процесса. 

Изменить то, как мы их воспринимаем, не так уж сложно. Ниже вы найдёте схему из четырёх шагов, которая поможет учиться на своих ошибках. Её можно использовать не только в учебных модулях, но и в повседневной жизни.

Шаг 1. Осознайте, что ошибка — это нормально и её можно использовать

Рассмотрим на примере иностранных языков. Это настолько комплексные и сложные системы, что изучить их без ошибок невозможно. Не сложно, а именно невозможно.

Человеческий мозг не в состоянии обрабатывать всю информацию, которая в него поступает, со 100%-ной точностью. Ведь ошибки допускают даже люди с эйдетической памятью, которые помнят абсолютно всё. Да что уж там, даже суперкомпьютеры с немыслимыми вычислительными мощностями тоже иногда ошибаются.

Группа психологов из Малайзии исследовала 42 студентов, которые изучали английский язык. Учёные провели 126 контрольных диалогов и нашли 779 типичных ошибок в устной речи испытуемых. В среднем 6 ошибок на небольшой отрывок речи. Среди участников не было ни одного человека, который бы вовсе не допустил ошибок. Ни одного. Это с учётом, что у некоторых был уровень английского Fluent.

Даже носители языка не знают английский идеально. Более того, многие среднестатистические американцы знают грамматику и нюансы языка даже хуже, чем обычный студент с уровнем Advanced. А если ошибок нельзя избежать, то их нужно правильно прорабатывать.

Шаг 2. Глубоко анализируйте ошибки

Нельзя просто исправить ошибку и сделать вид, что её никогда не было. Такая тактика не принесёт пользы, и вы будете повторять её снова и снова. Особенно глубоко нужно работать с типичными ошибками, когда они возникают далеко не в первый раз. Ведь это уже означает, что паттерн закрепился в памяти. И если ничего с ним не делать, то избавиться от проблемы не получится.

Для начала необходимо найти глубинную причину. Не анализировать каждую ошибку отдельно, а выяснить, почему они случаются.

В контексте изучения любой дисциплины причины могут быть такими:

  • Вы слабо поняли тему. К примеру, пропустили объяснение и стабильно делаете ошибки, потому что недопоняли тему или не получили конкретных знаний.

  • Применяете аналогии там, где это нельзя делать. Чёткие формулы хороши в аналитике, но при создании рекламных креативов они не работают.

  • Используете неверные смыслы и контекст. К примеру, без анализа целевой аудитории крайне сложно попасть в реальную потребность клиента. А без этого не получится её удовлетворить и продать продукт.

Исследователи из университета Аугсбурга создали алгоритм исправления ошибок, основанный на особенностях человеческой психики. Подробное описание есть в статье, а здесь мы приведём только схему:

 

Проводить подобный анализ можно самостоятельно, оценивая собственные ошибки. Но лучше, если это сделает преподаватель или искусственный интеллект.

На EdTech-платформах это уже автоматизировано. К примеру, в цифровом учебнике EnglishDom информация обо всех ошибках фиксируется в системе. У вас есть подробный отчёт по каждому домашнему заданию: сколько раз вы ошиблись в конкретном слове, в каких предложениях были сложности с грамматикой. А затем все эти ситуации подробно прорабатываются с преподавателем, выясняются их причины и составляется план, чтобы эффективно учиться на ошибках. 

В 2016 году американские учёные опубликовали интересное исследование мотивации студентов, которые изучают естественные науки. И оказалось, что студенты, которые узнавали не только об успехах известных учёных, но и об их провалах, были куда сильнее мотивированы к учёбе и научным достижениям, чем те, которые знали только об открытиях и прорывах.

Шаг 3. Исправьте ошибку и закрепите правильный вариант

Зубрёжка — не лучший вариант для исправления ошибок. Она работает, но невероятно затратна по внутренним ресурсам. 

  • Во-первых, вы силой пытаетесь вложить в мозг информацию. На это тратится много энергии и времени. При этом совсем не факт, что данные попадут в долговременную память. 

  • Во-вторых, даже если вы успешно выучили правильный ответ, здесь начинаются проблемы. Потому что в долговременную память попадают противоречивые варианты, которые мозг считает истинными. А из-за того, что они конфликтуют, память будет постоянно сбоить.

Исправить ошибку поможет только большой объём разнообразной практики. Именно такой, чтобы воссоздавать сценарий с разных сторон и выбирать правильный вариант ответа. 

Если же ошибка закрепилась глубоко в памяти и её не получается искоренить даже практическим путём, можно использовать «легальный хак» мозга — мнемонику. Это простые для запоминания фразы или утверждения, которые помогают мозгу «вспомнить» правильный вариант. Вот известная мнемоника, которую знает каждый. Запомнить цвета радуги в правильном порядке помогает фраза: 

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан

Первые буквы слов напоминают, в каком порядке следуют цвета. Нужно один раз запомнить звучную фразу, и всё — здесь вы уже не ошибётесь никогда. Мозг вспомнит «подсказку» и выдаст правильный вариант, не тратя кучу энергии на судорожный поиск ответа.

Шаг 4. Осознайте, что ошибки больше нет

Важнейший этап, который многие игнорируют. Мало избавиться от ошибки, закрепив правильный вариант. Важно ещё и осознать, что вы это сделали. Если нет осознания, то мозг продолжает считать задачу незавершённой. Это как квест в компьютерной игре, который вы закончили ещё 100 часов назад, но забыли закрыть.

И здесь есть ещё один важный момент, который обычно встречается после «закрытия квеста», — поощрение. Именно оно превращает рутинную работу над ошибками, которую мы дружно ненавидели в школах, в мощный инструмент саморазвития. Поощрение может быть очень разным.

Можно поощрять и мотивировать себя самостоятельно. К примеру, разобрались с ошибкой — побаловали себя чем-нибудь приятным. Но такой способ субъективен. Человек склонен преуменьшать свои достижения, поэтому объективно оценить успехи и размеры поощрения крайне сложно. Психологи рекомендуют сохранять стимул-поощрение даже в случае неудач. Нужно стимулировать свой интерес к обучению и вдохновлять себя на свершения, а не наказывать за ошибки.

Но лучше всего, если прогресс отслеживает сама система. В таком случае человек получает максимально объективные данные и оценку. 

Реализация системы может быть разной: 

  • строка прогресса и получения очков опыта, как в играх;

  • турнирная таблица и сравнение с другими учащимися;

  • ачивки и значки за достижения;

  • а некоторые обучающие программы дают вполне реальные скидки на свои платные пакеты или даже бесплатный премиальный доступ. 

Ошибки и косяки нужно использовать. Ведь если бояться их или игнорировать, то теряется мощный механизм для совершенствования. Правильно говорят: «Не можешь бороться — возглавь». Если ошибок не избежать, то нужно выжать из них максимум пользы, и эти четыре простых шага вам помогут. Пользуйтесь.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх