Интернет вещей, или IoT, 一 пожалуй, одна из наиболее привлекательных областей IT за пределами привычного цифрового пространства. Она востребована на уровне частного использования (умный дом), в промышленности (автоматизированные линии сборки, сельское хозяйство, нефтегазовая отрасль и металлургия), в городской среде, и, конечно же, в космосе и оборонной промышленности.
Многие стартапы, организующие взаимодействие машин с полезной целью без участия человека, оказываются востребованы. Однако, если взглянуть на рынок, специалист по IoT 一 далеко не самая популярная специальность у соискателей. Причина проста 一 быть одновременно хорошим инженером и программистом сложно, а учебной литературы и подходящих ресурсов очень мало.Именно поэтому у нас в GeekBrains стартует новый курс «Интернет вещей». За 18 месяцев вы получите знания в схемотехнике, программировании, научитесь работать с промышленными контроллерами, с головой погрузитесь в специфику профессии, наполните портфолио проектами и покинете курс готовым специалистом.
Чтобы подробнее узнать, чем сейчас живёт профессия и какие перспективы у студентов, мы поговорили с деканом нового факультета Сергеем Романчуком и разработчиком программы Владимиром Мединцевым.
Сергей: Специальность, о которой мы говорим, как правило, невидима. Люди здесь создают устройства, которые потом интегрируются в средства безопасности, умный дом, автоматизированные линии производства. Интернет вещей направлен на то, чтобы сделать нашу жизнь комфортнее, а это возможно только при условии интуитивного восприятия.
Владимир: Вообще, объяснить полноценно, что такое интернет вещей, невозможно, потому что нет основополагающих границ. К примеру, стиральная машина 一 является ли она представителем IoT? Ведь внутри есть компьютер, который способен на основе полученных данных управлять работой множества датчиков, двигателей, преобразователей. Или телефон, который давно уже взаимодействует с любым устройством, имеющим доступ в интернет? А например, простой домашний звонок с возможностью управления по беспроводной сети, но при этом в отрыве от других устройств? Понятием «интернет вещей» можно объединить множество гаджетов и систем, разных по габаритам и сложности организации.
С.: Учитывая это, мы не ставили задачу обучить будущих студентов всему. Мы решили сконцентрироваться на наиболее понятных непосвящённому человеку миниатюрных встраиваемых системах. С помощью которых, к примеру, можно создать собственную метеостанцию. Или другое устройство, полезное в быту. Это то, с чем студенты смогут работать прямо во время обучения, реализовать свои задумки.
В.: Надо понимать, что обучающей литературы по IoT, во всяком случае на нашем рынке, практически не существует. Дело тут и в экономике (книг по микроконтроллерам и микроэлектронике на русском вообще мало), и в специфике. По отдельным дисциплинам 一 возможно, например, по программированию на С. Но одной-двумя книгами закрыть все вопросы невозможно. Поэтому мы построили концепцию программы таким образом, чтобы сначала студенты получили информационную нагрузку в части схемотехники, затем 一 программирования, и только после этого мы бы стали двигаться в сторону прикладного применения 一 Arduino и STM32. И конечно же, вся программа 一 мой личный опыт и опыт коллег.
С.: В плане дальнейшей работы есть нюанс, который заключается в балансе между железом и софтом. Так, в одну компанию можно прийти на вакансию программиста и почти не заниматься разработкой плат и схем, разве что минимальными доработками. В другой же компании уклон будет больше в железо, а вмешательство в софт 一 только по мере необходимости. И есть ещё третий вариант, на уровне маленьких компаний и стартапов, когда от специалиста требуется создание полноценных макетов в одиночку. Тут уже потребуется проявить все свои навыки.
В.: При этом есть разделение по сферам работы: специалисты по безопасности, сетям, ИИ, автоматизации и так далее. Именно поэтому определяться заранее со спецификой, даже во время обучения, не стоит. Полученные навыки можно применить во множестве разных областей, и что конкретно будет интереснее тому или иному студенту, можно понять, лишь попробовав.
С.: Карьерный трек специалиста в IT мало чем отличается от того, что наблюдается в классической разработке. Это то же деление на джунов, мидлов, тимлидов и дальнейшее углубление в менеджерские обязанности. В плане скорости развития, роста кадров 一 ничего оригинального. Единственное, что отличает сферу интернета вещей 一 специалисты, во всяком случае, начального уровня, не очень-то востребованы крупными компаниями. Разработчиков потребительского оборудования у нас мало, а многие государственные корпорации, к сожалению, пока не проявляют к интернету вещей необходимого интереса.
В.: Отмечу, что спрос в целом 一 высокий. Я живу в Краснодаре, вроде бы далеко от столицы, совсем не центр IT-индустрии, но даже у нас есть устойчивая потребность в такого рода специалистах. Что уж говорить про большие города центральной части России.
С.: Очень много наших специалистов работает на западные компании. Особый спрос сейчас из Китая, такие гиганты, как Huawei и Xiaomi, разрабатывают целые линейки умных устройств, соответственно, привлекая под это всё новую интеллектуальную силу. Большой спрос также в стартапах. Как я заметил ранее, воплощения концепции интернета вещей часто привлекают внимание и финансирование, соответственно, количество людей, задействованных в них, постоянно растёт. В целом это хороший сценарий для тех, кто хочет попробовать силы в зарубежных компаниях.
В.: Самое важное, чтобы у наших студентов был интерес к этой стороне IT. Чтобы они понимали, насколько творческой и многообразной может быть их специальность. Мы же, в свою очередь, постараемся дать тот объём знаний и навыков, чтобы они могли реализовать свои задумки, найти интересную работу и сделать первые шаги в профессии. А дальше 一 нет ничего невозможного.
Узнать подробнее о факультете и оставить заявку на обучение вы можете на его странице.