Несмотря на то, что IT-сфера огромна и многогранна, подавляющее число онлайн-курсов посвящено обучению программированию. Мы в GeekSchool решили расширить горизонты: совсем скоро стартует курс робототехники с Arduino для подростков 10–15 лет.
Для тех, кто не знает, что это — краткий ликбез. Arduino — аппаратно-программная платформа для построения прикладных электронных систем.
Проще говоря — конструктор для взрослых. Чтобы вы понимали, насколько крутыми могут быть проекты с использованием Arduino — вот несколько ссылок:Игральная кость. Тот случай, когда простая вещь прекрасно реализована:
Робот-паук. Различные подражания живым существам — излюбленная тема творцов на Arduino.
Тамагочи. Да, с помощью Arduino можно делать и вот такие штуки с анимированной графикой.
Чтобы вы могли понять, что ждать от курса, мы поговорили с его создателем Евгением Абумовым — инженером с опытом преподавания более пяти лет. На кого рассчитан курс, почему Arduino так популярен и можно ли на этом сделать бизнес — об этом далее в посте.
— Привет, Евгений! Расскажи про своё знакомство с Arduino.
Пять лет назад я устраивался на работу в школу робототехники, и одним из важных условий был оконченный курс по Arduino. Нет, я и раньше слышал про эту платформу, но даже и представить не мог весь спектр её возможностей. Чем больше я погружался в тему, тем чётче понимал, что с помощью Arduino можно создать что угодно. Если же говорить про первый проект, то, как и многие, я начал с зажигания светодиодов, сделав светофор.
— Почему Arduino стал так популярен?
Я думаю, этому две причины. Во-первых, переплетение программирования и робототехники. То есть если ты что-то написал, можешь сразу посмотреть на результат, причём в физическом воплощении. Во-вторых, это свобода проектирования. Как я уже сказал, с Arduino ты сможешь сделать практически всё что угодно из мира электроники — ограничены лишь фантазия, свободное время и набор электронных компонентов под рукой.
— Можешь вспомнить какой-нибудь безумный проект на Arduino, который запал тебе в душу?
Не знаю, стоит ли об этом говорить... Мой друг сделал огнемёт. ОГНЕМЁТ! Но сразу оговорюсь — даже не пробуйте это повторить.
— В чём уникальность этого курса GeekBrains?
У нас будет всего 9 занятий, но по их итогу мы заложим базу для реализации самых смелых идей. Каждое занятие будет сопряжено с реальным проектом. Если у кого-то что-то не будет получаться или он захочет развить идею — я с удовольствием помогу. Так дети сделают с нуля собственный проект на стыке программирования и схемотехники.
— На кого рассчитан курс?
Формально курс рассчитан на детей 12–14 лет, но возраст здесь не главное. Если ребёнок любит задавать вопросы, разбираться в устройстве чего-либо и у него есть хоть немного усердия — этот курс ему подходит.
— Требуется ли особенный подход к студентам в таком возрасте?
Определённо требуется! Их необходимо заинтересовать и постоянно мотивировать. Взрослые приходят учиться, потому что это необходимо, они чётко знают, чего хотят, мотивированы карьерой, зарплатой, получением хобби, новых интересов. А вот ребятам в возрасте 10–15 лет недостаточно иметь отдалённую мотивацию, им должно быть интересно здесь и сейчас. Если преподавателю удаётся это обеспечить — получаются очень крутые проекты!
— Расскажи про практическую часть курса. Какую часть обучения она занимает и сколько будет проектов? И стоит ли прикупить паяльник?
На основе каждого вебинара мы создадим проект, где все знания будут применены в деле. Плюс на основе всех изученных материалов каждый студент сделает что-то своё. Можно смело сказать, что практическая часть занимает точно не меньше половины курса. В этом прелесть Arduino — здесь даже для копирования надо поработать головой и руками!
Что касается самой платформы и электронных компонентов — тут по желанию. Мы предлагаем использовать наборы Arduino, не требующие пайки. Но если кто-то хочет освоить этот навык инженерии, пожалуйста. Главное — соблюдать все правила безопасности.
Минимальный набор для работы на курсе можно приобрести на AliExpress
Другой вариант — набор из магазина «Амперка». Дороже, но вероятность наткнуться на нерабочие компоненты гораздо ниже, и не надо ждать посылку из Китая.
— Заложено ли в курс отдельное изучение C++ и схемотехники? Или всё будет постигаться через практику?
Мы изучим основы программирования и схемотехники, но не будем делать на этом акцент. Программная платформа Tinkercad, с которой мы будем работать, чем-то похожа на Scratch — с одной стороны, здесь тоже есть структуры кода, с другой, если вы не хотите в них вникать, это не будет критичным упущением. А вот что касается схемотехники — придётся провести ликбез. Ведь не понимая, где анод у диода, что такое конденсатор, резистор или транзистор, достаточно сложно сделать даже простую схему.
— Хватит ли твоего курса студентам для того, чтобы перейти на следующий уровень сложности: робототехнику, умный дом, комплексные системы?
Мы будем изучать основные принципы и компоненты. Возьмём, например, фоторезистор. Мы посмотрим, как его подключать и программировать, обсудим, где он используется. После этого ребёнок подумает: «Так вот как можно организовать дома умное освещение!». И сделает так, чтобы уровень искусственного света зависел от яркости солнечного. А это уже умный дом, серьёзная система!
— Насколько обучение на Arduino поможет в начале карьеры инженера или программиста?
Я считаю, что обучение на Arduino — это огромный толчок в развитии для детей. Увы, школьные уроки физики часто не разбирают, как работает электроника и как с её помощью можно использовать окружающие явления. А здесь на базе маленького компьютера ты начинаешь понимать, как работает электричество, свет, влажность, двигатели, разные механизмы. Это не вопрос инженерии или программирования, с такими знаниями гораздо интереснее жить, а уж профессию выбрать точно не будет проблемой.
— Начать стартап на базе Arduino — насколько это возможно?
Главное — идея! Необязательно знать все компоненты или писать код на скорость. Просто ощутите масштабы свободы Arduino. Всё остальное — пошаговая инструкция по реализации.
— Arduino против Raspberry Pi. Бытует мнение, что первое — для учёбы и игры в песочницу, второе — для реальных дел, организации умного дома, углублённого программирования, современных датчиков и так далее. Насколько это справедливо?
В IT подобные споры ведутся постоянно! Но нет, я не считаю, что Arduino — начальный уровень, а Raspberry Pi — это профи. Да, Arduino проще в работе, но при этом не ставит жёстких рамок. Разнообразие подключаемых датчиков поражает воображение, и, по сути, на нём можно решать любые задачи. Raspberry Pi — это уже компьютер, то есть в большей степени здесь всё сводится к программированию, организации протоколов, применению специализированного ПО для решения специфических задач. Как по мне — это уже не так весело, в меньшей степени работает фантазия.
— Какие у тебя ожидания от курса?
Когда я учился в школе и в университете, очень мало преподавателей по-настоящему могли заинтересовать предметом, зажечь искру в учениках и студентах, натолкнуть на дальнейшее самостоятельное развитие. А ведь без этого теряется весь смысл образования. Поэтому я хочу заинтересовать детей, сделать процесс обучения лёгким, весёлым, постоянно что-то придумывать, обсуждать, творить, не сдаваться!
Я знаю, что не все мои ученики станут программистами или инженерами, кто-то никогда в жизни больше не возьмёт в руки Arduino, и это нормально. Но мне бы очень хотелось, чтобы когда-нибудь, при поступлении в вуз или во взрослой жизни, им пригодились эти знания и они вспомнили о курсе с теплотой. Это будет для меня главной наградой.