На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

GeekBrains

4 подписчика

Компьютерная грамотность — новый курс для детей 6–12 лет

Сначала компьютер для ребёнка — просто экран, на котором папа включает мультики, затем за клавиатурой начинает проходить заметная часть его времени. Между этими моментами — освоение нового инструмента.

Оно может проходить по-разному. Один подолгу будет избегать работы с любыми программами, кроме мессенджеров и игр, другой забредёт в самые тёмные уголки всемирной паутины, а третий научится с первых дней безопасно и эффективно работать с компьютером.

Среди последних точно будут выпускники нового курса GeekSchool по компьютерной грамотности. В этом посте мы расскажем о нём подробнее. А поможет нам создатель и педагог курса, преподаватель IT-дисциплин для детей и взрослых с 15-летним стажем в сфере компьютерного образования Иван Панкратов.

Гаджеты с четырёх лет, или Студенты, которые не умеют пользоваться мышкой

Сегодня возраст знакомства с гаджетами (компьютер, планшет, смартфон) с дозволения родителей опустился в среднем до 4,5 лет. До 6 лет это происходит почти всегда. В 6–7 лет, после примерно полугода активной практики, ребёнок уже может вполне свободно пользоваться персональным компьютером и смартфоном. При этом разница между гаджетами сейчас не столь велика — разве что опыт работы с компьютерной мышью и клавиатурой (в том числе с горячими клавишами) будет несомненным плюсом.

Примечательно, что среди нынешних студентов первых курсов вузов сейчас есть ребята, которые не умеют пользоваться клавиатурой и мышкой из-за того, что дома у них не было ПК — только планшет и смартфон. И час школьной информатики раз в неделю им в этом не помог — впрочем, не только в этом.

 

Зачем нужен этот курс и почему «разобраться самому» — не лучший вариант?

Школьные занятия по информатике лишены необходимой сейчас базы и при этом перегружены математической теорией и «мусорными» теоретическими, ненужными на практике знаниями. Проведём аналогию: представьте, что вместо объяснения, как пользоваться микроволновой печью, вам бы рассказывали, как распространяются волны в этом спектре. Да, будущим инженерам это может пригодиться — но большинству людей достаточно просто знать, как включить СВЧ, на какую мощность и время выставить параметры для разогрева супа и что его нельзя греть в посуде с золотистой каёмкой.

Вторая проблема школьных занятий по информатике — в том, что они начинаются критически поздно. К тому возрасту, в котором ученик заходит в компьютерный класс, у него уже десятки раз возникала необходимость воспользоваться интернетом, офисным пакетом и файловыми хранилищами.

Как правило, дети осваивают компьютер самостоятельно или под присмотром родителей. Однако занятия с родителями отнимают больше времени у обоих, и, как правило, дают специфический опыт, применимый далеко не во всех ситуациях. О многих полезных нюансах родители могут просто не знать — и при этом самостоятельное освоение материала будет хаотично и лишено внятной структуры.

Между тем, в связи с переводом многих школ на дистанционное обучение, освоение компьютера стало необходимостью. Ещё до пандемии во многих школах детям давали задания на реферирование материала (сбор и сведение в некий документ) и подготовку тематических презентаций. Зачастую педагоги просят отсканировать тот или иной документ или зарегистрироваться на каком-либо портале. Да и многие математические и творческие задачи тоже куда удобнее решать с помощью компьютера. А теперь и вовсе львиная доля заданий «оцифровывается».

Контент 18+, финансовые махинации и игровая зависимость — родительские страхи

У самостоятельного освоения компьютера есть и ещё один недостаток — дети очень часто допускают ошибки при организации личной безопасности и системы паролей, что может привести к опасным утечкам персональных данных. Ещё большие риски связаны с цифровыми финансами, вернее, с непониманием, как с ними быть — увы, многие родители и сами допускают ошибки в этих вопросах, так что хороших учителей в этом плане мало.

Также родители обеспокоены тем, сколько в интернете неблагоприятного и опасного для детской психики контента. Вот что говорит по этому вопросу составитель курса Иван Панкратов: «Простой запрет ничего не даёт, а порой только подзадоривает. Единственный способ пресечь интерес к запретным темам — это всё объяснять и показывать. Понимание сути информации и предсказуемость убивают интерес. Так что лучше всего рассказывать ребёнку о том, как он будет изменяться с возрастом, проговаривать его возможные чувства и желания, в игровой форме и на живых примерах разбирать условно опасные ситуации, прививая ему систему правильных реакций на угрозы».

Наконец, многие родители опасаются, что, как только они предоставят детям возможность самостоятельного пользования компьютером, те будут сутками пропадать в каком-нибудь Minecraft, забросят офлайн-занятия и учёбу. Спешим вас расстроить: однажды это произойдёт. Через фазу увлечения играми проходит каждый, кто осваивает компьютер — причём это не зависит от возраста. Многие взрослые тоже на первых порах часами играют в танчики или засматриваются блогами на YouTube.

Однако со временем тяга к компьютерным играм, скорее всего, уменьшится — любое разнообразие приедается. Хотя для кого-то игры станут профессией или хобби на всю жизнь — и в таком случае неважно, запрещали ему играть в детстве или разрешали.

Запрет сам по себе — мера не самая эффективная. Лучше ставить разумные границы и давать рабочие модели вроде «спать ложимся в десять, до этого тебе нужно сделать задания по географии и английскому, остальное время можем играть». Глобально такой опыт помогает детям, во-первых, учиться грамотно распределять время, а во-вторых, ставить и решать задачу с учётом возможной награды, затрат времени на неё и отдыха.

О программе курса и том, как увлечь ребёнка Excel

Занятия будут проходить в формате часовых онлайн-вебинаров с педагогом. При этом за счёт удалённого подключения к компьютеру с установленным ПО нужного типа группа сможет работать и с Windows, и с Mac OS.

Программа курса «Компьютерная грамотность для детей» составлена таким образом, чтобы ребёнок начал рассматривать цифровые средства не только как источник развлечений, но и как инструмент для работы и творчества. Поэтому в ней много внимания уделяется графике и компьютерному творчеству.

Более практичные, но менее захватывающие темы — изучение Word и Excel. Педагог, используя свой опыт, смог сделать и эти, не самые простые, аспекты работы с компьютером увлекательными.

«Нужно играть с детьми по их же правилам. То есть не давать сухую математическую задачку, а представлять её как часть цепочки заданий с секретом, вызовом и наградой. Например, на одном из занятий мы разбираем составление таблицы с вычислениями — чтобы детям не было скучно, перед этим мы придумываем монстров и обсуждаем их характеристики. А потом невзначай отмечаем, что было бы здорово все их записать и посчитать автоматом», — комментирует Иван Панкратов.

В рамках курса будет разобрано множество программ и сервисов — почты Google, Яндекс и Mail.ru, офисное ПО (Word, Excel), соцсети и мессенджеры (VK, Telegram, Discord, WhatsApp и YouTube), школьные цифровые сервисы (личный кабинет на «Госуслугах», Zoom, Quizlet, Kahoot и Ratatype), программы для творчества (PowerPoint, стоки Unsplash и Icons8). Также будут изучены проверенные безопасные браузеры — Chrome, Firefox и Edge: лучше, если дети сразу начнут работать в интернете с тем, что не забито фишингом и рекламой, не испорчено обрезанными настройками.

Помимо работы с педагогом, дети будут взаимодействовать с личными кураторами, которые проверяют их домашние задания и отвечают на вопросы. Участие родителей понадобится лишь дважды — на уроках, посвящённых социальным сетям и почте. Родители (или другие старшие родственники) нужны, чтобы дети были внимательны при составлении и фиксации паролей и не теряли их. К тому же эти два урока крайне важны, невыполненные задания не дадут двигаться дальше — так что старшие помогут сохранить мотивацию и обеспечат дополнительный контроль.

Базу освоили, что дальше?

Программ для обучения в различных сферах сейчас очень много. Что-то может в дальнейшем использоваться для учёбы и работы, стать источником дохода или полезным хобби — и их освоение в юном возрасте, когда ум более гибок, а обязанностей вне учёбы меньше, станет хорошим подспорьем для будущего.

В зависимости от склонностей ребёнка, можно изучать:

  • иностранные языки (английский или немецкий, и даже латынь);
  • программирование (Python, PHP, Java и т. д.) Есть даже специальные языки, созданные, чтобы детям было проще осваивать программирование — например, Scratch;
  • дизайн и графику (Adobe Photoshop или Krita);
  • анимацию (Adobe Animate, Toon Boom Studio или даже Spine);
  • трёхмерную графику (MagicaVoxel — для младших, Blender и 3ds Max — для профи);
  • монтаж/видеоэффекты (Adobe Premiere, Adobe After Effects, Natron);
  • разработка игр (Scratch, Unity) и многое другое.

Но перед тем, как открыть это разнообразие, ребёнку нужно сделать первый шаг в новый цифровой мир, дающий огромные возможности тому, кто умело с ним взаимодействует. Так сделаем же его вместе!

Узнать больше о курсе можно на его странице.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх