На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

GeekBrains

4 подписчика

Три пути SMM-щика: фриланс, агентство, штат

Освоив азы профессии SMM-менеджера, новоиспечённый специалист оказывается на развилке. Какой формат работы выбрать? Стать штатным SMM-менеджером компании или бренда, устроиться в специализированное digital-агентство или брать заказчиков на фрилансе? За свой восьмилетний опыт работы в SMM я успела работать и в первом, и во втором, и в третьем статусе и теперь могу сравнить их, перечислив плюсы и минусы каждого варианта.

Сразу оговорюсь — в этой статье не будет ответа на вопрос «какой из трёх вариантов лучше», потому что каждому своё. Для кого-то город мечты для жизни — Мадрид, а кто-то в нём задыхается от жары и мечтает поселиться в тихом пригороде Стокгольма.

Не буду сравнивать я и зарплаты — поскольку агентство агентству и фриланс фрилансу рознь. О преимуществах работы в офисе и на фрилансе вроде гибкого графика и соцпакета я также не буду, об этом писали тысячу раз.

Что ж, с дисклеймерами покончили, приступаем к обзору.

Агентство: красиво, масштабно, поверхностно

Преимущества

Есть бюджет на «красиво» и креатив. Те, кто заказывает ведение сообществ у агентств, как правило, располагают бюджетом на профессиональные съёмки, материалы со стоков, выделяют бюджет на хороших дизайнеров. А ещё готовы обсуждать интересные механики, проводить конкурсы с достойным призовым фондом, привлекать селебрити. В общем, дают максимум возможностей работать целостно, дорого и красиво.

Лучшее соотношение «глубины» и «широты». За одним SMM-специалистом, как правило, закреплено 2-4 «постоянных» проекта — плюс время от времени он помогает другим справиться с цейтнотами, творческими затыками, подменяет приболевшего коллегу, готовит контент для тендеров… Контракты на ведение соцсетей, как правило, заключаются на год — при этом у компаний-заказчиков обычно много всего происходит в течение этих 12 месяцев, они дают достаточно тем и инфоповодов.

Таким образом, с одной стороны, у вас есть время, ресурсы и помощники для того, чтобы углубиться в изучение продукта и аудитории. С другой — возможность переключаться между проектами разбавляет рутину.

Старшие товарищи. Есть с кем посоветоваться, у кого перенять приёмы и методики, с кем обсудить свои сомнения. И это будут не тётушки из бухгалтерии, а профессионалы.

Недостатки

Много «злых детей». «Злыми детьми» один из моих руководителей называл подписчиков масштабных брендовых сообществ-миллионников. Имея опыт работы с Samsung, МТС, Huawei и KIA могу сказать, что так и есть — подписчики, увы, отождествляют сообщество с брендом и любят выплёскивать свою агрессию в комментарии. Из-за этого невозможно выстроить в сообществе дружелюбную атмосферу и наладить живую коммуникацию — плюс приходится тратить кучу времени на «подтирание» нецензурных выражений, бан и удаление фраз типа «сосите, Эппл рулит» (пардон, это я ещё мягко процитировала). Часто после рабочего дня остаётся неприятный осадок.

«Мы так продали». Обычно заказчики, работающие с агентствами, выбирают их по результатам тендера. Поэтому если в штате компании или на фрилансе SMM-щик обычно приступает к работе, лишь примерно обозначив свои планы и намерения, то специалисты по работе с соцсетями в агентствах обычно вступают на проект, прописанный достаточно жёстко. Отклонения от него — например, исключение кажущейся вам неактуальной и неинтересной рубрики — потребуют дополнительной аргументации и согласований. Кстати о последних.

Согласования. Как правило, команда проекта состоит из аккаунт-менеджера, непосредственно SMM-щика, менеджера со стороны заказчика, дизайнера, а также узких специалистов вроде таргетологов и аналитиков. При этом все они (за исключением менеджера со стороны клиента), как правило, раскинуты между разными проектами, сильно загружены и у них не всегда есть время вникнуть и обсудить задачи. Поэтому любая коммуникация будет довольно ресурсоёмкой.

 

Штат компании: всё к одному, всё об одно

Плюсы

Есть время на то, чтобы вникнуть. Когда у вас только один бренд или продукт, то вы точно сможете найти время на то, чтобы изучить его «от и до» — состав, свойства, аудиторию, конкурентов, рынок, отзывы. А, имея на руках исследования, гораздо легче найти то, что действительно зацепит аудиторию и будет способствовать продажам.

Продукт в непосредственном доступе. Как-то я вела соцсети популярного бренда смартфонов — и через месяц уже просто видеть не могла продуктовый лендинг топовой модели, из которого раз за разом приходилось «выжимать» новые продуктовые преимущества. А потом как-то раз нам удалось получить телефон в доступ на пару дней — и сразу стало видно множество его достоинств, о которых не писалось в рекламных материалах.

Возможность влиять на работу других отделов и на сам продукт. Если аудитория в тысячный раз жалуется на службу поддержки или неудобный дозатор, то вы можете передать это наверх — и вас с большой вероятностью услышат. А устранение недостатков, насчёт которых клиенты часто обращаются, избавит вас от необходимости по сто раз в день писать «спасибо, мы уже решаем эту проблему», зная при этом, что ничего не решается.

Минусы

Тема приедается. У вас есть контент-план, подразумевающий публикацию 10-14 постов в неделю — и один или пара продуктов. Где-то на 50-100 посте на одну и ту же тему вы можете осознать, что уже просто не знаете, о чём писать и как ещё раскрыть эти несколько преимуществ. Можете почувствовать, что начинаете повторяться — и тогда велик риск либо превратиться в конвейер, либо слишком уйти в офтоп.

Нехватка бюджетов. Как правило, in-house (внутрикорпоративных) SMM-менеджеров нанимают крупные или средние компании — а значит, работа с сообществом в этом случае требует определённых бюджетов и инструментария. Но при этом многие аналитические и графические инструменты при покупке для одного сообщества совершенно невыгодны — а работать «кустарно» при этом не позволяет статус компании. Так что приходится бить челом перед директором и с трудом выпрашивать дополнительные средства.

Подрядчики. Обычно узкоспециализированную работу (например, настройку объявлений) компания всё же делегирует агентствам или внешним специалистам. И поверьте, хорошо, если контроль за ними лежит на вас. Если же вы работаете автономно, то ваши усилия по формированию эстетики в сообществе могут быть бесцеремонно перебиты кричащим рекламным объявлением с КАПСЛОКОМ и десятью не прошитыми ссылками в одном посте.

Фриланс: ближе к людям, хорошим и не очень

Что радует

Разнообразие тем. Вот уж где точно минимальный риск «исписаться». Понял, что больше ничего интересного про стиральные порошки выдать не сможешь — переключился на свечи ручной работы. Написал всё, что мог, по ароматическим свечам — заменяешь этот проект на курсы по ораторскому искусству. К тому же к фрилансерам чаще обращаются создатели камерных авторских проектов, писать о которых интереснее, чем об FMCG-продуктах.

Доступ к собственнику. Как правило, фрилансеры работают напрямую с собственником бизнеса — а значит, его и его сотрудников удобно интервьюировать, разбираясь в сути бизнеса, в характере владельца (который зачастую передаётся бренду), напрямую общаясь с потенциальными клиентами в личке, поскольку продажи, скорее всего, будут вестись именно через сообщество или основной сайт/лендинг. А исследования — это кладезь вдохновения и идей.

Тесная связь с аудиторией. Работая с небольшими сообществами, вы можете одарить подписчиков персональным вниманием — помочь подобрать из ассортимента косметического магазина корейскую маску в подарок племяннице, тепло ответить на отзыв, засветить подписчиков лицом, формировать живые обсуждения, которые не перебиваются десятками гневных отзывов и спама.

Что не радует

«Денег нет, но…». Большинство SMM-специалистов смирилось с тем, что, какой бы крутейший пост вы ни написали, если вы не Лепра, то, скорее всего, вам придётся платно его продвигать, иначе пост просто не увидят. SMM-щики смирились, а вот заказчики нет. Как и с тем, что современному сообществу нужен нормальный унифицированный визуальный стиль, фотосессии или стоки и иногда качественный видеопродакшен. В ответ на запрос дополнительного бюджета часто слышно «вот принесешь мне еще 10 000 подписчиков — дам денег». Увы, заказчики зачастую не понимают, что работает всё наоборот, и только зарплатой SMM-специалиста ограничиться в большинстве случаев не получится.

«А где подписчики/лайки?». Многие заказчики склонны оценивать качество работы SMM-специалиста исключительно по приросту или оттоку числа подписчиков или «лайков», не понимая, что главное — качество трафика и его конверсия. Вторая крайность — измерять всё в продажах, не признавая, что отсутствие роста связано не с тем, что «мы плохо пиаримся», а с неудобной системой дистрибуции, несоразмерностью стоимости, наличием плохих отзывов на сторонних ресурсах и так далее.

Отсев клиентов лежит на вас. Часть времени вам, скорее всего, придётся потратить на переписку с не самыми адекватными заказчиками, которые будут требовать по 300 раз переписать «проходной» пост, в последний момент отменять публикацию, пропадать, давать противоречивую информацию, требовать большего, чем было оговорено, и так далее… Часть рабочего времени, скорее всего, будет уходить на недолговечные и сомнительные проекты.

Вместо выводов

Вместо выводов — пара советов на тему того, как «сгладить» недостатки выбранного вами варианта.

Агентство — почаще браться за тендеры. Даже если не выиграете, всё равно немного «переключитесь» благодаря возможности изучать новый рынок. Также, если SMM-специалистов в агентстве несколько, рекомендую время от времени меняться проектами. Только следите, чтобы не было резкого изменения стиля речи и тональности, иначе распугаете подписчиков.

Штат — хорошим вариантом будет устроиться в мультибрендовую компанию вроде P&G или MARS и переключаться между внутренними проектами, чтобы избежать скуки и истощения творческих ресурсов.

Фриланс — отказываться от клиентов, по которым на этапе переговоров можно понять, что они не смогут грамотно оценить вашу работу и будут талдычить про то, что они хотя миллион новых подписчиков за ближайший месяц. И нужно максимально чётко, однозначно и в письменном виде фиксировать все условия. 

Плюс не забывать, что вы тоже человек, можете болеть или оставаться без электричества. Поэтому лучше иметь запас из нескольких публикаций по каждому проекту, который собственник бизнеса сможет опубликовать без вас.

Какой вариант кажется наиболее привлекательным именно вам? Напишите в комментариях, интересно же! Пробуйте, ищите своё. Удачи!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх