Аналитик — специалист, который работает с информацией, умеет её собирать, обрабатывать и формировать на основе имеющихся данных рекомендации и выводы. Однако словом «аналитик» можно обозначить целую категорию профессий, в одной и той же компании аналитики могут работать и в IT-отделе, и в маркетинге, и в управлении, и их обязанности будут заметно отличаться.
В этой статье мы рассмотрим сразу восемь профессий, которые могут скрываться под словом «аналитик» — и, может, одна из них будет наиболее подходящей именно вам?
Бизнес-аналитик
Начнём со специалиста, который принимает решения, влияющие на работу компании в целом. Бизнес-аналитик – это человек, который продумывает пути оптимизации бизнес-процессов в компании. Под бизнес-процессами при этом подразумеваются действия, направленные на создание продуктов или предоставления услуг клиентам.
Например, руководство компании, производящей йогурты, отмечает, что заметная часть продукции списывается как брак. Чтобы установить причины и предложить способы решения проблемы, бизнес-аналитик проводит исследование: изучает производство, чтобы отметить, на каком этапе отбраковывается продукция, проверяет внутреннюю документацию, согласно которой проводится списание, изучает отчеты... И, в конечном счёте, находит источник проблемы и предлагает возможные пути решения.
Бизнес-аналитики также привлекаются на этапе внедрения тех или иных изменений в бизнес-процессах компании — например, дают свою экспертную оценку при введении нового формата планирования внутри компании.
Бизнес-аналитики могут работать не только над решением конкретных проблем, но и проводить общий аудит — изучать текущие процессы в компании, выявлять «проблемные точки», продумывать возможные пути решения и обосновывать их перед руководством.
Бизнес-аналитику важно:
-
разбираться в основных показателях бизнеса, маркетинга, брендинга. Например — выручка, маржа, ROI и других;
-
владеть знаниями по непосредственно бизнес-анализу (стандарты BABOK) и методологией описания архитектуры предприятий TOGAF;
-
разбираться в методологиях разработки — например, Agile, Scrum;
-
владеть презентационными навыками, уметь формулировать и визуализировать свои идеи — в этом пригодятся Power Point (или KeyNote), Visio, Miro и Mind Map;
-
иметь хорошие коммуникационные навыки, поскольку бизнес-аналитики много общаются с людьми.
Кому подойдет это направление аналитики?
Тем, кому интересно попробовать себя в управлении, разбираться не столько в данных, сколько в процессах. Также это направление может быть интересно и полезно тем, кто в будущем хотел бы открыть свой бизнес или работать в высшем менеджменте.
Узнать больше об этой профессии можно на странице нашего факультета бизнес-аналитики.
Продуктовый аналитик
Продуктовый аналитик занимается развитием конкретного продукта компании (например, приложения или учебного курса) и ищет зоны роста, касающиеся как текущего состояния, так и перспектив развития продукта.
Продуктовый аналитик также изучает бизнес-показатели, но при этом он уделяет много времени изучению обратной связи от потребителей или пользователей, анализирует, как они используют продукт, чем довольны, на что жалуются. Он внимательно отслеживает реакцию на все нововведения — например, проверяет, используются ли новые фильтры в интернет-магазине. Или изучает, привело ли совершенствование рекомендательной системы в онлайн-кинотеатре к большей досматриваемости фильмов.
Продуктовый аналитик постоянно изучает поступающие данные, работает с пользовательскими сценариями, воронками продаж, следит за новинками рынка и конкурентами. Он же формирует гипотезы дальнейшего совершенствования продукта, ставит прогнозы по KPI и метрикам после внедрения нововведений.
Первое, с чем должен уметь работать продуктовый аналитик — это рынок. Нужно уметь оценивать продуктовые показатели, поведение пользователей, конкурентов, проводить качественные и количественные исследования.
Второе — уметь рассчитывать вероятности и строить прогнозы. Для этого обычно используют:
-
системы для продуктовой аналитики — например, Amplitude;
-
системы для работы с данными — SQL, PosgreSQL Power Query;
-
системы бизнес-аналитики — Power BI, Tableau, Qlik Sense;
-
инструменты программирования — например, язык Python;
Также важно уметь проектировать AB-тесты и разрабатывать стратегии развития продукта.
Кому подойдет это направление аналитики?
Тем, кому интересно полностью погрузиться в какой-то один проект и развивать его. Среди аналитических профессий рабочий день и инструменты продуктового аналитика наиболее разнообразны — он работает и с ценами, и с интерфейсами, и с отзывами, поэтому эта профессия может стать хорошей точкой входа в аналитическую сферу в целом.
Узнать больше об этой профессии можно на странице нашего факультета продуктовой аналитики.
Маркетинговый аналитик
Этот специалист также имеет большое влияние на работу компании в целом, может повлиять на глобальные процессы и распоряжаться солидными бюджетами. Маркетинговый аналитик определяет, какие маркетинговые каналы (например, наружная реклама, спецпроекты в интернет-СМИ или дегустации) будут использоваться бизнесом в ближайшей перспективе.
Основное, в чем должен разбираться маркетинговый аналитик – это каналы коммуникаций. Важно уметь оценивать потенциал различных рекламных площадок и их аудиторию, рассчитывать стоимость и распределять бюджеты, ставить KPI, а также прогнозировать и оценивать показатели. Задачей маркетингового аналитика может быть, например, определение того, на каких сайтах будет анонсироваться новый вкус йогурта, или оценка влияния недавней благотворительной акции на имидж компании.
Маркетинговые аналитики активно используют:
-
инструменты digital-аналитики — Google Analytics, Яндекс.Метрика, AppsFlyer, Ajust;
-
инструменты для размещения рекламы — Яндекс.Директ, Google Adwards, MyTarget;
-
системы анализа данных и бизнес-анализа.
Функционал такого специалиста уже, чем у продуктового аналитика, но шире, чем у веб-аналитика, о котором мы поговорим далее.
Кому подойдет это направление аналитики?
Тем, кто интересуется рекламой и средствами массовой информации, кому интересно работать как со статистикой, так и с бизнес-категориями, имиджем и с креативными материалами.
Отдельного факультета маркетинговой аналитики в GeekBrains пока нет, но многое из того, что важно знать такому специалисту, можно освоить в рамках курса интернет-маркетолог.
Веб-аналитик
Веб-аналитик – это специалист, который отвечает за количественные показатели маркетинговых активностей компании в интернет-пространстве. В зависимости от масштабов компании, веб-аналитик может выполнять часть функций маркетингового аналитика. Но, как правило, он работает на более тактическом и техническом уровне.
Веб-аналитик постоянно отслеживает текущие маркетинговые активности компании в интернете, выгружает и изучает данные, составляет отчеты и дашборды (визуализированные отчеты, например, инфографики). Затем формирует рекомендации, а иногда и самостоятельно меняет настройки рекламных кампаний.
Например, увидев, что размещение одного из баннеров обходится компании неоправданно дорого, веб-аналитик оценивает причины. Возможно, баннер размещен на площадке с неподходящей аудиторией, в неправильном месте или с него недостаточно четко считывается сообщение, которое бренд хотел донести до аудитории.
Веб-аналитик изучает клики, просмотры, переходы на сайт, покупки в интернет-магазинах и в целом поведение пользователей на сайтах и в социальных сетях. Для этого он:
-
работает с Google Analytics и Яндекс.Метрикой;
-
настраивает рекламные кампании в Яндекс.Директе и Google Adwords;
-
устанавливает рекламные счетчики, разметки и пиксели с помощью программных инструментов и сервисов. Например, HTML, XML, Javascript, Google Tag Manager, Google Data Studio;
-
работает с системами CMS, инструментами AB-тестирования и веб-аналитики — например, App Metrica, AppsFlyer, Ajust, Similarweb.
Кому подойдет это направление аналитики?
Тем, кому интересно постоянно отслеживать меняющиеся показатели, быстро формулировать гипотезы – и тут же проверять результат. Проводить эксперименты, наблюдать, измерять, отслеживать — эта работа похожа на труд научного сотрудника или исследователя, только в цифровом мире.
Системный аналитик
Профессия системного аналитика одновременно схожа как с бизнес-аналитикой, так и с продуктовой. Системный аналитик занимается проектированием, реализацией и развитием внутренних информационных систем, продуктов и сервисов.
Он работает в тесной связке с отделом разработки, задает рамки и формирует технические задания и рекомендации для программистов. Например, банк решает автоматизировать процесс отслеживания наличных в своих банкоматах — и просит разработчиков создать соответствующее программное обеспечение (ПО). Системный аналитик продумывает алгоритм и суть работы этой программы, оценивает нагрузку и скорость работы систем, прописывает возможные ошибки и способы их решения. И, на основе всего этого, системный аналитик составляет техническое задание для отдела разработки и участвует в дальнейших контрольных обсуждениях.
Системный аналитик — одна из наиболее технических специальностей в аналитике, при этом анализирует и описывает он не данные, а IT-системы. Поэтому системному аналитику важно разбираться в графических моделях описания бизнес процессов, так называемых нотаций (BPMN, EPC, Flowchart, UML), в компонентах информационных систем и в разных подходах к разработке.
Также в обязанности системного аналитика входит создание требований и технических заданий для разработчиков, анализ работы систем, сопровождение разработки, а также самостоятельное проектирование информационных систем.
Системные аналитики строят модели и алгоритмы, создают прототипы, тестируют ПО и продукт, а также могут обучать новых пользователей системы.
Кому подойдет это направление аналитики?
Людям с техническим и инженерным мышлением, тем, кто знает, что их сильные стороны — внимательность и усидчивость. Если вам интересно разбираться в том, как всё устроено, изучать и продумывать логические связи — то эта профессия непременно вас увлечет.
Подробнее узнать об этой специальности можно на странице нашего курса по системной аналитике.
UX-аналитик
UX – это User Experience (пользовательский опыт). UX-аналитик исследует взаимодействие пользователей с цифровыми продуктами, такими как сайт или мобильное приложение. То есть оценивает, насколько существующий продукт или сервис «дружелюбен» по отношению к пользователям — например, насколько комфортно делать покупки в приложении интернет-магазина или смотреть сериалы на видео-платформе.
UX аналитик — это профессия на стыке аналитики, дизайна и исследований. UX-аналитик изучает интерфейсы, собирает данные о поведении целевой аудитории проекта, анализирует обновления конкурентов и продумывает вектор развития цифрового продукта. Свои выводы и рекомендации UX аналитик презентует команде разработки и специалистам по развитию продукта — и, на основе этого, планируются дальнейшие улучшения.
UX-аналитик — человек, который стремится сделать продукт максимально эффективным и удобным, а для этого ему важно разбираться в исследованиях, чтобы анализировать клиентский опыт, и дизайне и разработке,чтобы давать грамотные рекомендации дизайнерам и программистам.
UX-аналитик также частично выполняет и функции веб-аналитик. Но в целом он больше работает с продуктом, чем с рекламными кампаниями, и владеет более сложным и широким набором исследований.
Такой специалист проводит аудит текущих интерфейсов и участвует в разработке новых, поэтому ему стоит разбираться в JSON, XML, HTML и в основах программирования, а также полезно владеть базовыми инструментами веб-аналитики, знать основы бизнес-анализа, работать с CJM (путями пользователя).
Кому подойдет это направление аналитики?
Тем, кому любопытно изучать сайты и приложения, кто интересуется дизайном и любит анализировать поведение других людей.
BI-аналитик
BI (Business Intelligence) — это особые инструменты для сбора, анализа и обработки данных, а BI-аналитик — это специалист, который сводит и визуализирует данные с помощью этих инструментов.
Основной продукт, который создают BI аналитики – это различные отчеты: например, отчет по выполнению плана продаж по выручке или отчет по структуре типов оплат на сайте. При этом функционал BI-аналитика состоит скорее из сбора и визуализации данных, нежели из их глубокого анализа.
BI-аналитики отвечают на запросы коллег из бизнес департаментов, анализируя ключевые для компании процессы и компилируя данные так, чтобы они помогали управленцам быстро оценить текущую ситуацию и принять решение.
Также BI-аналитик владеет и управляет библиотекой показателей команды продаж, собирает требования и пожелания к существующим BI-инструментам и дает рекомендации по их совершенствованию. А также проводит обучение и развивает культуру потребления данных и поиска инсайтов внутри компании.
Основным рабочим инструментом такого специалиста являются специальные BI-системы (Power BI, Tableau, Qlik Sense), но также ему полезно уметь работать и с классическими базами и системами подготовки данных (SQL, PosgreSQL, Power Query).
Кому подойдет это направление аналитики?
Тем, кому интереснее скорее не погружаться в содержание, а подбирать оптимальную форму представления данных, из большого массива делать понятные выводы.
Узнать больше о том, что делают и что должны знать BI аналитики, можно на странице нашего факультета BI-разработки в GeekBrains.
Аналитик Big Data
BigData (Большие Данные) – это термин, обозначающий огромные объемы структурированных и неструктурированных данных, которые можно обработать с помощью особых аналитических инструментов.
В качестве примера BigData можно привести статистику всего поведения всех пользователей крупной социальной сети вроде Facebook за определенный период или данные обо всех торгах на Нью-Йоркской бирже.
Ручная обработка такого массива данных была бы невероятно затяжной и трудоёмкой. Но современные инструменты позволяют эффективно их анализировать, формулировать выводы и рекомендации и даже подстраивать под них поведение систем.
Аналитики BigData занимаются построением рекомендательных и предсказательных моделей, в том числе и для искусственного интеллекта – например, учат его распознавать пол человека по фотографии. Или могут спрогнозировать вероятность покупки платной версии мобильного приложения, исходя из поведения пользователя и данных о том, как вели себя люди, купившие приложение.
Профессия аналитика больших данных скорее ближе к деятельности разработчика, чем к труду других аналитиков, хотя непосредственно написанием кода он практически не занимается. При этом в работе таким специалистам помогают инструменты программирования (Python, Scala, Bash) и системы для работы с данными (Spark, Hadoop). Но основную базу знаний Big Data аналитика составляют продвинутые знания в математической статистике, теории вероятностей, построении математических моделей, линейной алгебре и сложных методах вычислений.
Кому подойдет это направление аналитики?
Тем, кто всегда был на короткой ноге с математикой, и хотел бы применить свои знания в современной развивающейся области. Узнать больше о профессии аналитика больших данных можно на странице нашего факультета по Big Data Analytics.
Таковы наиболее популярные и востребованные аналитические специальности — хотя на самом деле их, безусловно, больше. Также существуют профессии CRM-аналитиков, категорийных аналитиков, аналитиков продуктовых категорий, аналитиков клиентского сервиса, SMM-аналитиков и многие другие.
Надеемся, что эта статья помогла вам лучше разобраться в многообразии аналитических профессий – и, возможно, «присмотреть» свою будущую стезю!