Какая разница, сколько у вас идей, если вы не можете заинтересовать ими потенциальных партнёров или увлечь сотрудников? Мотивировать, договариваться, понимать эмоции собеседника и доходчиво объяснять — умения, необходимые любому руководителю. Всё это объединяет термин soft skills (софт-скилы), или гибкие навыки.
Это личностные качества, которые полезны в любой профессии.Нехватка soft skills — наиболее частый барьер для карьерного роста, профессионального развития и удачного трудоустройства. По данным исследования LinkedIn, причина 89% отказов соискателям — именно недостаточно развитые гибкие навыки. 92% специалистов по найму считают, что soft skills едва ли не важнее узких профессиональных компетенций.
Агентство MacKinsey прогнозирует, что к 2030 году из-за автоматизации компании сократят около 800 млн работников по всему миру. Останутся те, кого нельзя заменить роботами. Если вы в группе риска — готовьтесь. Но лучше не к увольнению, а к новой реальности, где навыки взаимодействия с людьми приобретают ещё большее значение. Так считает предприниматель и миллиардер Марк Кьюбан: по его словам, через 10 лет запрос на гуманитариев будет больше, чем сейчас на технарей.
Ключевые soft skills для руководителя
Эффективная коммуникация
На первый план выходит умение чётко формулировать свои мысли и внимательно слушать каждого собеседника. При этом стоит воздерживаться от личных оценочных суждений, оставаться открытыми к другим точкам зрения и уметь грамотно критиковать. Рассмотрим для примера простой алгоритм обработки возражений:
- Выслушайте партнёра.
- Дождитесь, пока схлынут эмоции.
- Примите возражение и покажите, что вы понимаете позицию собеседника.
- Уточните суть возражения, задайте проясняющие вопросы.
- Предложите альтернативное решение.
Также необходимо следить за языком тела: избегать закрытых поз и использовать те, что вызывают доверие. Согласно исследованиям, 55% общения происходит на невербальном уровне.
Грамотная постановка задач и мотивация
Чтобы создать продуктивную рабочую среду, нужно избегать неточных формулировок: например, «возможно», «как можно скорее» и подобных. Продумывая задачи, выстраивайте баланс между рутинными и креативными поручениями, чтобы сотрудники не выгорали. Важно проводить с подчинёнными беседы по поводу карьерных ожиданий и помогать им развиваться.
Для этого подходит такой алгоритм постановки сложных задач:
- Объясните суть задачи, её значение в рамках деятельности подразделения и компании.
- Поставьте задачу — договоритесь о ресурсах, сроках выполнения и критериях оценки результатов. Не забывайте использовать методику SMART при постановке цели.
- Разъясните, как решение задачи будет способствовать профессиональному развитию сотрудника.
- Убедитесь, что у него сформировано чёткое понимание ролей, ответственности и конкретных ожиданий в рамках решения задачи.
- Будьте готовы оказать поддержку каждому участнику своей команды
Формирование команд и работа с ними
Построение команд — искусство с множеством нюансов. Команда формируется под цели, над которыми она будет работать. Важно понимать этапы, которые она проходит после создания, — например, на первых порах с большой вероятностью будут возникать конфликты. Кроме того, со временем будет меняться распределение усилий между группой и руководителем. Также у командной работы есть недостатки: например, из-за групповой ответственности снижается личная эффективность. С такими нюансами нужно уметь справляться.
Самоорганизация
Постановка целей, управление временем, самомотивация, работа с неудачами — всё это про самоорганизацию. Это ключевые навыки не только для менеджера, но и любого сотрудника, который хочет увеличить КПД своей работы.
Разумеется, это лишь небольшая часть гибких скилов. И каждый из них углубляется и совершенствуется по множеству векторов. Можно долго прокачивать их самостоятельно, собирая информацию по крупицам, — а можно системно и на практике проработать все эти пункты (и не только) с опытным экспертом.
Курс «Soft skills для руководителя»
Для тех, кто хочет стремительно продвинуться по карьерной лестнице и научиться эффективнее руководить, мы разработали пятимесячный практический курс по развитию гибких навыков. Никакой воды — только самое важное и применимое. Каждый теоретический блок курса завершается разбором реальных кейсов, управленческими батлами или дискуссиями, в которых удобно оттачивать навыки коммуникации.
Преподаватель — Нина Афонина, бизнес-тренер с 10-летним опытом. Сотрудничала с Mail.ru Group, HeadHunter, ABBYY, «ОТП Банком», Транснефтьэнерго и другими компаниями.
Для каждого участника программы формируется персональный трек развития, который учитывает именно его цели. Студент последовательно проходит семь блоков курса, которые системно затрагивают все гибкие скилы, необходимые руководителю. За этим следует индивидуальное интервью, которое помогает оценить прогресс.
Особенность этого и других наших курсов в том, что мы не предлагаем пачки записанных видео: курс предполагает живое общение с экспертами. Во время вебинаров можно и нужно задавать любые интересующие вопросы, а также прорабатывать собственные кейсы.
Результат
Выпускники курса:
- научатся грамотно делегировать ответственность, определят и усовершенствуют свой управленческий стиль;
- смогут замотивировать даже самых сложных сотрудников — с помощью конкретного алгоритма;
- научатся формировать и развивать команду;
- получат крутые инструменты для личной эффективности;
- прокачают коммуникативные и переговорные навыки;
- получат ответы на персональные вопросы, касающиеся гибких навыков и эффективного управления командой.
Почему мы уверены в результате
Наш курс по soft skills долго оттачивался — он работал как внутренняя программа развития для руководителей Mail.ru Group. Программа составлена на основе 1500 реальных кейсов и постоянно актуализируется. Подавляющее большинство участников готовы рекомендовать её. Присоединяйтесь, ждём вас!
Самоизоляция заканчивается — самое время освоить новую профессию, чтобы начать карьеру мечты и уверенно смотреть в будущее! Мы хотим помочь вам и с 11 по 21 июля 2020 г. дарим скидку 40% почти на все программы обучения GeekBrains. Будьте здоровы и успешны! :)