В конце апреля прошлого года на очередной конференции Facebook F8 Марк Цукерберг объявил, что крупнейшую в мире социальную сеть ждёт редизайн. Новый Facebook будет «более простым, быстрым, вовлекающим, и его центром станут сообщества». Компания пообещала сделать так, чтобы нам было проще находить новых друзей и информацию, получать доступ к часто используемым функциям.
Много изменений связано с группами: в планах облегчить взаимодействие и поиск новых сообществ. Кроме того, нас ждёт новая вкладка с событиями, маркетплейс и Secret Crush — эдакий тиндер для друзей друзей. К сожалению, последние два обновления точно не для России, как минимум в ближайшем будущем.Зато в России некоторым пользователям в рамках бета-тестирования уже включают новый дизайн. Откройте свой профиль Facebook на десктопе и сравните вот с этим:
Для тех, кто не зарегистрирован в Facebook, даём скриншот нынешней главной страницы (с лентой новостей):
А теперь перемотаем ещё дальше в прошлое, в далёкий 2006 год, когда соцсеть Facebook ещё только начинала своё шествие по миру:
Удивительно, но между вторым и третьим скриншотом, по крайней мере на первый взгляд, гораздо больше общего, чем между первым и вторым. Такое обновление стоит обсудить с профессионалами! Мы попросили преподавателей факультета UX/UI-дизайна GeekUniversity и других экспертов ответить на несколько вопросов:
- Как вам вообще нынешняя десктопная версия Facebook? Какие части интерфейса наиболее и наименее удачные?
- Над чем бы вы поработали сами в этом дизайне?
- Что вы по скриншотам можете сказать о новом оформлении?
Герман Шалов, UX/UI-дизайнер GeekBrains, ведущий преподаватель:
«Фейсбук... у меня с ним сложные отношения. Вообще можно сказать, что я им никогда и не пользовался нормально, в полной мере. Меня нет в этой соцсети, и я безумно рад этому. Сыграл ли дизайн в этом ведущую роль? Безусловно. Мало того что он неадекватен по подаче функциональности — например, при загрузке своей маски в Spark Hub на некоторых этапах есть кнопка „далее“, а на некоторых её нет, — так он ещё и безумно несогласован. Если незарегистрированный пользователь заходит на одну и ту же страницу через десктоп и мобильную версию, то отображается абсолютно разный набор данных о юзере.
Фейсбук — это огромный проект, начавшийся как классическая соцсеть. Он долго удивлял своими инженерными и UGC-решениями (умные ленты, рекламный кабинет), но потом начал увеличиваться в геометрической прогрессии, разросся и превратился в неуправляемого левиафана. Возможностей и опций ТАК много, что страницы выглядят перегруженными — и это закономерно повышает порог вхождения. Политика по отношению к сторонним пользователям на этом сайте и так недружелюбная — так что время на нём не доставляет лично мне никакого удовольствия.
Я считаю, что фейсбуку безмерно повезло. Ему в своё время удалось привлечь осознанную взрослую аудиторию, из-за чего он воспринимается как соцсеть для серьёзных дел: бизнеса, политики, рабочих связей. Средний возраст пользователя тут выше, чем в твиттере и ВКонтакте. Такая аудитория часто неприхотлива в дизайне, ведь она росла на заре интернета. Ужасно свёрстанная веб-страница с 12-ми шрифтами — это терпимо для неё.
Что касается визуального апдейта — выглядит приятно. Крупные элементы, внятная группировка блоков, есть иерархия и последовательность в восприятии. Графически также всё в рамках трендов, неоморфизм присутствует. Конечно, жду релиза, всё-таки событие крупное, интересно проследить мысль разработчиков и дизайнеров. В общем, как говорят великие, будем посмотреть».
Павел Шерер, партнёр в проектном бюро Eleven, участник Гильдии вольных проектировщиков, создатель блога о проектировании Sherer.pro:
«Конечно, по одному скриншоту практически ничего сказать нельзя. Оценивать дизайн без привязки как минимум к сценариям — дело гиблое. Однако ясно, что команда фейсбука решила, наконец, обратиться к молодой части аудитории. Лёгкий дизайн, акцент на сториз — это то, что так или иначе сделали конкуренты FB. Сделали — и получили молодое поколение, тогда как Facebook стал „сеткой для стариков“.
Хорошо, что решили отказаться от исторического наследия „все фичи на одном экране“. Старый интерфейс был сильно перегружен, и порог входа в сеть был непозволительно высок.
Из прямо-таки плохого в новом дизайне пока ничего не могу отметить. Странным кажется такой сильный акцент на группах (справа сверху) — но, вероятно, команда соцсети знает, что делает. Это ж всё-таки социальный ресурс. Возможно, они даже создадут новую функциональность (судя по словам „New ways to find…“) или сделают эту область динамически изменяемой в зависимости от поведения пользователя.
В целом этот вариант мне однозначно нравится больше прежнего. Если ребята ещё и дадут возможность кастомизировать левое меню — цены им не будет».
Андрей Голактионов, арт-директор GeekBrains:
«Я практически не сижу на Facebook и про какие-то конкретные улучшения сказать ничего не могу. Судя по скриншоту, визуально он стал намного легче, информация стала лучше восприниматься. По навигации особо ничего не изменилось, как я понимаю: в шапке ссылки на основные личные разделы, ниже — на другие, лента и контакты с баннерами, которые тебе что-то предлагают. Всё то же самое, но интерфейс стал полегче и больше похож на мобильную версию.
Нынешний, «старый» фейсбук бесит тем, что когда ты попадаешь туда, то не понимаешь, что надо делать. Там же куча всего! Доходит до того, что на одной странице есть две ссылки на профиль — одна сверху, другая сбоку. Они одинаковые, они ведут на одну страницу — непонятно, почему их две... Это как пример суперстранного решения. Всё перегружено, нет фокуса, я теряюсь и не хочу разбираться. Вот есть же Instagram — заходишь, свайпаешь вверх, всё понятно. А попадая в Facebook, хочется кричать о помощи.
С другой стороны, возможно, в этом хитрость создателей. Я так понимаю, Facebook в основном зарабатывает на рекламе, которая размещена в разных разделах. Чем больше разделов посетишь, тем больше рекламы соцсеть тебе прокрутит. Так что, возможно, для бизнеса такой дизайн работает хорошо, приносит больше прибыли. Но пользователи страдают.
А с новым дизайном они будут страдать меньше. Но структурно ничего кардинально не поменялось. Это, наверное, даже хорошо, поскольку к старому фейсбуку все привыкли. Если бы выкатили что-то принципиально новое, то все бы начали возмущаться: «Ай-ай-ай, верните старый фейсбук!». А сейчас с виду изменения чисто стилистические — та же соцсеть, только чуть более симпатичная и понятная.
Сергей Чирков, основатель CHYRKOV studio, креативный директор Intourist Thomas Cook:
«Вообще, Facebook для меня достаточно сложен, и я рад, что они наконец решились на такие перемены. Нынешний дизайн морально устарел. То, что сделали с десктопной версией, мне нравится. Она стала проще, понятней, упор сделан на контент: мы видим крупные фотографии, а мелкие картинки и тексты отсутствуют. Сейчас дизайн сайта соответствует началу-середине 2000-х, это уже редко встретишь — разве что на каких-то государственных порталах.
К слову о порталах: Facebook уже давно не просто сайт для обмена сообщениями, а серьёзный ресурс для работы, и поэтому там много дополнительных экранов настроек. Меня особенно волнует, как это будет выглядеть в новом интерфейсе. Сейчас всё перегружено информацией, некоторые опции труднодоступны. Тратишь много времени, чтобы куда-то попасть.
Среди положительных черт Facebook могу отметить, что это гибко настраиваемый ресурс. В нём много фич, настроек — не интерфейса, а выводимого контента. Причём скорее даже не на личных, а на бизнес-страницах. Этого нет у конкурентов, нет у ВКонтакте. Также в Facebook сделано очень много для настройки контекстной рекламы и продвижения через рекламу в принципе, и это здорово. Но что касается интерфейса — FB крайне сложная и запутанная система. По моим наблюдениям, многие не пользуется этой соцсетью именно потому, что их отпугивает интерфейс.
Мне больше всего интересно, как в новом дизайне будет реализована вся обширная функциональность, насколько простой, удобной и доступной она будет для пользователя. В первую очередь я бы работал над страницами, посвящёнными бизнесу, компаниям. Сами создатели фейсбука признаются, что одна из самых популярных причин посещения соцсети — это работа с бизнес-страницами, поэтому им стоит уделить особое внимание.
В целом новый дизайн мне нравится: его явно освежили, акцент сместился на картинки, фотографии. Появились яркие цвета, объёмные иконки, много белого. Нет градиентов, вот этого псевдоскеоморфизма — привет, двухтысячные! Всё минималистично, есть иконки разных уровней. Выделены элементы, которыми стоит пользоваться в первую очередь, они привлекают внимание — это здорово.
Новая версия Facebook очень напоминает мне их Messenger. Не могу сказать, что я от него в восторге: там слишком много белого и нет никаких переходов, всё сливается. На мой взгляд, какое-нибудь разделение должно присутствовать. Тем не менее сейчас выглядит более современно, приятно, аккуратно и чисто.
Отдельно хочу отметить появление тёмного режима. Надеюсь, дизайнеры не будут метаться из крайности в крайность и делать всё полностью чёрным, а создадут градацию графитовых, тёмно-серых, тёмно-голубых оттенков. Фича очень крутая, потому что на чёрном интерфейсе действительно очень приятно работать. Этот тренд начался с Apple, и с обновлением Mac OS я тоже перешёл «на тёмную сторону». Очень доволен: удобно работать днём и особенно вечером. Интересно, подхватит ли ВКонтакте эту тенденцию. Будет очень интересно понаблюдать за всем этим».
К слову об Apple — в ноябре, после ухода Джони Айва из компании, мы спрашивали наших преподавателей о лучших и худших, по их мнению, яблочных продуктах. Если вы хотите, чтобы мы поговорили о других громких новостях и трендах в мире дизайна, напишите об этом в комментариях. А если стремитесь глубоко изучить UX/UI-дизайн и сформировать собственную профессиональную точку зрения — приглашаем вас на факультет дизайна интерфейсов (UX/UI) в GeekUniversity!